Формирование ключевых компетенций обучающихся в проектной деятельности
В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ современного российского образования. Современное общество требует от человека умения жить и сосуществовать в обществе. Создание условий для формирования и развития этих качеств всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования. Решить эту задачу можно только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразия круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.
Компетенция — это совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят перед современным учителем главную задачу развития субъектности ученика. Школа должна создать условия для самостоятельного усвоения новых знаний и умений обучающимися. В связи с этим у учителя возникает потребность использовать в практике преподавания современные образовательные технологии, в которых главным субъектом действий выступал бы сам ученик. Одной из таких технологий является проектная деятельность.
Метод проектов — эффективное средство для формирования практически всех ключевых компетенций обучающихся: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений осуществлять целенаправленный самостоятельный поиск, отбор и анализ информации, пользоваться разными источниками знаний, пробуждение интереса к предмету, развитие творческого мышления через выполнение интересных «нестандартных» заданий. О методе проектов написано достаточно много, поэтому в данной статье мне хотелось бы представить реальный проект, предложенный учащимся 5-9 классов в виде курса проектной деятельности «Айар кут», который состоит из 4 пазлов, где можно увидеть, какие компетенции можно сформировать в процессе его осуществления.
Название проекта: «Айар кут».
Предметная область: родной язык, литература, история.
Участники проекта: учащиеся 5-9 классов.
Типология проекта:
— индивидуальный (по количеству участников);
— практико-ориентированный и творческий (по доминирующей деятельности): учащиеся в любой удобной для них форме могли представлять результаты проекта, которые в дальнейшем планируется использовать на уроках родного языка и литературы;
Время выполнения проекта: внеурочная проектная деятельность, состоящая из 4 пазлов.
Цель проекта: познакомить учащихся с произведениями якутских писателей, изучение которых не предусмотрено образовательной программой (расширение читательского кругозора), раскрыть их непреходящее значение, вызвать к ним интерес у учащихся, стимулировать обучающихся к самостоятельному прочтению, осмыслению и использовании прочитанного на практике.
Задачи проекта:
— формировать умение самостоятельно находить необходимую информацию в информационном поле (информационная компетенция);
— учить проектировать процесс, прогнозировать результат деятельности (учебно-познавательная компетенция);
— формировать умение планировать свою деятельность (учебно-познавательная компетенция);
— формировать навыки анализа собственной и чужой деятельности (рефлексия и взаиморецензирование);
— развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
— формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, уверенно держать себя во время выступления перед аудиторией (коммуникативная компетенция)
— формировать навыки монологической, диалогической речи.
Функции:
— просветительская функция заключается в том, что он расширяет круг знаний учащихся, предметом занятий могут быть явления социальной жизни, психологические проблемы, информации из разных областей знаний, окружающего мира;
— ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определённого отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей;
— направляющая функция предусматривает организацию деятельности воспитанников;
— формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, умение вести диалог, отстаивать своё мнение.
Формы работы над проектом:
1 пазл. Дискуссионная форма — I четверть (развитие речи учащихся, нравственно-духовное воспитание). Проведены занятия:
1) Диспут «Ийэ тылбыт инники кэскилэ».
2) Дискуссия «Арыгы, табах буортута».
3) Конференция читателей.
4) Круглый стол с молодыми учителями.
5) Вечер вопросов и ответов «Кэпсиэ».
6) Встреча с приглашёнными людьми — «Ветеран-учууталлар».
7) Лекция — «Сахалыы саҥа».
2 пазл. Игровая форма — II четверть (интеллектуальное развитие, работа в группах, сотрудничество). Формы занятий:
1) Конкурс чтецов, рассказчиков.
2) Викторина — «Олоҥхону төһө билэҕин?»
3) КВН.
4) Эстафета полезных дел — «Олоҥхо дойдутугар айан».
5) Смотр чтецов — «Комсомол күнэ».
6) Парад — парад Победы.
7) Презентации о якутских писателях.
8) Олимпиада — внутришкольные, муниципальные олимпиады.
На данном этапе каждый ученик выбрал объект исследования (так, чтобы он не совпадал с другими работами), форму представления найденного материала аудитории. Были определены сроки реализации проекта. Учитель во время самостоятельной поисковой работы учащихся по теме выступал в роли информатора (при необходимости помогал найти и выбрать источники информации), консультанта, тьютора.
3 пазл. Творческая работа — III четверть (развитие творческих способностей учащихся). Формы творческих работ:
1) Фестиваль — «Салют, Победа!», «Төрөөбүт тыл түмэр түһүлгэтэ».
2) Выставка «Мин эйгэм».
3) Журнал — об учащихся 8 класса.
4) Творческие работы разного жанра — «Хоһооҥҥо холонуу», «Сочинения», «Остуоруйалар», «Дьүһүйүүлэр».
5) Концерт учащихся.
6) Литературно-музыкальные композиции — «Саллаат этим…» (И.Артамонов сэрии тематыгар айымньыларынан).
7) Защита проектов — НПК «Окно в науку», «Шаг в будущее».
8) Литературный салон — «Час поэзии» (интегрированное занятие).
9) Чтения — Васильевские чтения, республиканские чтения ко дню Родного языка.
Этап практического применения проекта. Учащиеся оформляют результаты индивидуальной проектной деятельности в той форме, которую они выбрали, участвуют в защите проекта. При этом происходит взаиморецензирование содержания конечного продукта, его оформления, качества защиты работы. Параллельно оценивание осуществляет и учитель.
4 пазл. Форма работы вне школы — IV четверть и летние каникулы (экологическое воспитание, краеведение). Проведены:
1) Экскурсии — в краеведческий музей г. Якутска, ЛГИАМЗ «Дружба».
2) Поход на реке Лена.
3) Культурный выход — участие в церемонии открытия и концерте ысыаха в наслеге.
4) Летний лагерь «Айар кут» (на базе летника «Ала-Соболоох»).
5) Сотрудничество с ДТРА «Полярная звезда», c ЛГИАМЗ «Дружба».
Каждому учащемуся после выступления был предложен ряд вопросов для проведения рефлексии:
1) Что в работе над проектом тебе особенно понравилось делать, а что вызвало затруднения?
2) Какие знания, умения ты приобрел в ходе подготовки проекта? Где бы ты мог их применить в дальнейшем?
3) Посмотрев и оценив выступления других учащихся, что бы ты сейчас исправил (дополнил и т. п.) в своей работе?
4) Хотел бы ты поучаствовать в реализации нового проекта по литературе? По какой теме?
Учебный проект для школьников — это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично продемонстрировать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. И практическая реализация проекта подтвердила, что подобная деятельность вызывает неподдельный интерес у школьников и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
Список литературы
1. Полат Е. С. Педагогические технологии XXI века / Е. С. Полат // Современные проблемы образования.
2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности. Сборник материалов из опыта работы / Под ред. Боровковой Е. Г. — Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2013. — 52 с.